Два подступа к личности Оссиана в истории и поэзии английского Просвещения
Джульетта Гаджиевна Алилова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Литературная
мистификация, генетическая память, Оссиан, Дж. Макферсон, С. Джонсон.
Тезисы
Оссиановская
поэзия, возродившаяся в эпоху Просвещения благодаря Джеймсу Макферсону и его
сподвижникам, вывела на литературную арену Великобритании и ряда европейских
стран личность Оссиана — средневекового воина-барда, старшего сына кельтского
короля-героя Фингала. «Северный Гомер» — так в 1762 г. Оссиана представили
читателям; Макферсон же отвел себе скромную роль переводчика с гэльского и на
протяжении жизни отстаивал подлинность этих сказаний, сохранившихся к середине
XVIII в. в народной памяти как песни «лучшего, равно как и древнейшего из тех,
кто прославлен в предании за свой поэтический дар». Возрождение личности
Оссиана представляется закономерным и обусловлено социально-историческими
условиями. Появление первопечатного текста оссиановской поэзии было вызвано: 1) расширением
колониальной политики Англии; 2) обострением межнациональных противоречий на
Британских островах; 3) стремлением наследников кельтов (шотландцев, ирландцев)
сохранить свой язык, культурное наследие, память о предках. Официальная литературная
критика под эгидой С. Джонсона, будучи лояльной к колониальной политике
английской
короны, обвинила Макферсона в
литературной мистификации, категорически отрицая не только аутентичность оссиановской
поэзии, но и саму возможность существования кельтских поэтических памятников,
как оказалось впоследствии, ошибочно. Благодаря личности Оссиана в генетической
памяти потомков кельтов закрепились восходящие к славной эпохе их предков «преданья
старины глубокой», что усилило их осознание национально-культурной
идентичности. Именно героическая эпоха и могла породить столь масштабную
личность воина-барда, а его сказания, в свою очередь, как и сказания его последователей,
запечатлеть исторические вехи, традиции
и уникальную культуру своего народа.