Дискредитация кандидата в президенты в масс-медиа США: прагмалингвистический анализ
Екатерина Владимировна Трощенкова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Елена Сергеевна Кусоцкая
Докладчик
аспирант
СПбГУ
СПбГУ
Ключевые слова, аннотация
Прагмалингвистика, критический дискурс-анализ, коммуникативные стратегии, дискурс масс-медиа, свои/чужие, дискредитация, речевая агрессия.
Тезисы
Цель данного доклада заключается в том, чтобы провести прагмалингвистический и критический дискурс-анализ языковых средств, используемых масс-медиа США для создания предвзятой картины мира у аудитории и дискредитации приглашенного гостя, а именно: члена конгресса, и ветерана боевых действий в Ираке Тулси Габбард.
Материалом для исследования послужили интервью c участием Тулси Габбард в качестве кандидата в президенты в различных политических ток-шоу (Morning Joe, The Political View) на крупных телеканалах США (MSNBC, ABC). Выбор материала обусловлен тем, что Габбард, называемая вслед за Хиллари Клинтон «кремлевской фавориткой», известна своими выступлениями против продолжения агрессивной внешней политики США. Данная неконвенциональная для Вашингтона и американских масс-медиа точка зрения вызывает неприятие у многих журналистов, зачастую оспаривающих не аргументы Габбард, а ее репутацию и личные качества, что дает материал для исследования средств речевой агрессии, особенностей реализации коммуникативных стратегий дискредитации собеседника и поляризации мира на «своих/чужих».
Жанр политического интервью подразумевает, что интервьюер, имея возможность задавать вопросы, прерывать собеседника и комментировать его слова, обладает большим социальным весом в данной коммуникативной ситуации и может влиять на восприятие собеседника широкой аудиторией. Предвзятость СМИ выражается в формировании негативного образа Тулси Габбард с помощью прямых и косвенных обвинений, повторяющихся однотипных вопросов с дискредитирующей пресуппозицией, дискредитации через ассоциацию с одиозными политиками, позиционирования Габбард как «чужого» в рамках демократической партии (например, сравнение с Д. Трампом) или на национальном уровне из-за «непатриотичной» позиции во внешней политике.
Материалом для исследования послужили интервью c участием Тулси Габбард в качестве кандидата в президенты в различных политических ток-шоу (Morning Joe, The Political View) на крупных телеканалах США (MSNBC, ABC). Выбор материала обусловлен тем, что Габбард, называемая вслед за Хиллари Клинтон «кремлевской фавориткой», известна своими выступлениями против продолжения агрессивной внешней политики США. Данная неконвенциональная для Вашингтона и американских масс-медиа точка зрения вызывает неприятие у многих журналистов, зачастую оспаривающих не аргументы Габбард, а ее репутацию и личные качества, что дает материал для исследования средств речевой агрессии, особенностей реализации коммуникативных стратегий дискредитации собеседника и поляризации мира на «своих/чужих».
Жанр политического интервью подразумевает, что интервьюер, имея возможность задавать вопросы, прерывать собеседника и комментировать его слова, обладает большим социальным весом в данной коммуникативной ситуации и может влиять на восприятие собеседника широкой аудиторией. Предвзятость СМИ выражается в формировании негативного образа Тулси Габбард с помощью прямых и косвенных обвинений, повторяющихся однотипных вопросов с дискредитирующей пресуппозицией, дискредитации через ассоциацию с одиозными политиками, позиционирования Габбард как «чужого» в рамках демократической партии (например, сравнение с Д. Трампом) или на национальном уровне из-за «непатриотичной» позиции во внешней политике.