XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Пантисократия С. Т. Колриджа: история, личность и поэзия

Наринэ Мартиросовна Шахназарян
Докладчик
доцент
Белорусский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Романтизм, Французская революция, Пантисократия, асфетеризм, Воображение.

Тезисы

К возникновению плана Пантисократия (название одноименного стихотворения) английский романтик С. Т. Колридж считал себя в религии унитарианцем, в политике демократом («Я был в то время… хотя и тринитарианцем (по нормам Плотина) в философии, но унитарианцем в Религии…»). Идея Пантисократии связана программой общинного братства людей (отсутствие частной собственности, рабства, развитие общественно полезного труда). Колридж пытался преодолеть трагические последствия Французской революции личным опытом построения справедливого общества. В письме к брату (1798) он отмечает роковые последствия кризиса Французской революции не только для исторических судеб европейских народов, но и для духовной жизни мыслящего человека: «Мои мнения крайне заражены французской метафизикой, французской политикой, французской этикой, и французской теологией. … Одно положительное последствие, какое я ожидаю от революций, это то, что личности увидят необходимость индивидуального усилия; они будут действовать как добрые соседи и хорошие христиане в большей мере, чем как граждане и избиратели. …Я хочу быть добрым человеком и христианином, но я не виг, не реформатор, не республиканец…» Сами понятия «Пантисократия», асфетеризм (доктрина, исключающая частную собственность) предложенные Колриджем, неологизмы, вошедшие в словарь английского языка. Провал замысла был связан с предложением Р. Саути о рабах («Желающий рабства — худший из рабов! Его душа — рабская»). Колридж перенес свой план в Незерстоуэй, где появились «Лирические баллады» (1798). Соединение поэзии, семьи, дружбы, дома идеально воплощало гармонию жизни. Заголовок журнала Колриджа «Страж» звучал так:«Все могут узнать Правду; и Правда может сделать нас Свободными» («That All may know the Truth; And that The Truth may make us Free!»).