Изъяснительная конструкция в аспекте формирования художественного дискурса (на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Ирина Николаевна Левина
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Анастасия Максимовна Феничева
Докладчик
магистрант 2 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова, аннотация
Художественный
дискурс, Л. Н. Толстой, изъяснительная конструкция, идиостиль.
Тезисы
Конструкция изъяснительного предложения
может рассматриваться и как средство формирования художественного дискурса, и
как эффективное средство его анализа.
Результаты сравнительного (в том числе с
использованием количественных показателей) анализа парадигматики и синтагматики
лексико-синтаксических моделей сложноподчиненного предложения (ЛС-моделей) на
материале речевых партий Пьера Безухова и Николая Ростова в «Войне и мире» Л. Н. Толстого,
позволяя продемонстрировать стратегии презентации картины мира персонажа,
обладают объяснительной силой.
Сплошная выборка позволила установить,
что состав лексико-синтаксических моделей, формирующих этот сегмент дискурса,
не имеет принципиальных различий у данных персонажей: и в том, и в другом
случае доминируют модели, содержащие в качестве опорного слово со значением ментальности;
регулярно, хотя менее активно используются модели со значением эмоционального состояния и восприятия; незначительны в количественном отношении модели с опорными словами
речи, воли, бытия. Возможность выявить
специфические стратегии презентации внутреннего
мира персонажа дает как обращение к парадигматике
моделей, так и учет сложной знаковой природы изъяснительного предложения,
предстающего и как знак-символ, и как знак-индекс (Ч. С. Пирс). Так, самая
многочисленная из представляющих Пьера группа ЛС-моделей с опорным словом ЛСГ «понимание» благодаря индексальному характеру контактной рамки формирует
ряд характерных ситуаций, в том числе ситуацию заблуждения.