XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Изъяснительная конструкция в аспекте формирования художественного дискурса (на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Ирина Николаевна Левина
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Анастасия Максимовна Феничева
Докладчик
магистрант 2 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Ключевые слова, аннотация

Художественный дискурс, Л. Н. Толстой, изъяснительная конструкция, идиостиль.

Тезисы

Конструкция изъяснительного предложения может рассматриваться и как средство формирования художественного дискурса, и как эффективное средство его анализа. Результаты сравнительного (в том числе с использованием количественных показателей) анализа парадигматики и синтагматики лексико-синтаксических моделей сложноподчиненного предложения (ЛС-моделей) на материале речевых партий Пьера Безухова и Николая Ростова в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, позволяя продемонстрировать стратегии презентации картины мира персонажа, обладают объяснительной силой. Сплошная выборка позволила установить, что состав лексико-синтаксических моделей, формирующих этот сегмент дискурса, не имеет принципиальных различий у данных персонажей: и в том, и в другом случае доминируют модели, содержащие в качестве опорного слово со значением ментальности; регулярно, хотя менее активно используются модели со значением эмоционального состояния и восприятия; незначительны в количественном отношении модели с опорными словами речи, воли, бытия. Возможность выявить специфические стратегии презентации внутреннего мира персонажа дает как обращение к парадигматике моделей, так и учет сложной знаковой природы изъяснительного предложения, предстающего и как знак-символ, и как знак-индекс (Ч. С. Пирс). Так, самая многочисленная из представляющих Пьера группа ЛС-моделей с опорным словом ЛСГ «понимание» благодаря индексальному характеру контактной рамки формирует ряд характерных ситуаций, в том числе ситуацию заблуждения.