Структура лабиринта. Контроль и самоконтроль
Алексей Иванович Касмынин
Докладчик
соискатель
ВГИК
ВГИК
Ключевые слова, аннотация
Художественное пространство, лабиринт, контроль, герой, движение.
Тезисы
Концепция лабиринта часто связана с такими
мотивами (или архетипами), как инициация, смерть, подземный мир, реинкарнация. Карл
Юнг, разработавший, возможно, самую поэтическую интерпретацию происходящего во
внутреннем мире человека, увязал путешествие к самости с процессом прохождения
лабиринта. При этом лабиринт напрямую связан с контролем, так как данное
пространство (в фильме становящееся художественным) обладает набором явных и
непреодолимых правил, определяющих движение сквозь него.
Есть мнение, что лабиринт выражает бесконечность
и неразрывность времени. Хорхе Луи Борхес размышлял о лабиринте как о модели
текста и о тексте как о модели мира. В сакральной геометрии прохождение
лабиринта — это путешествие от смерти к рождению. То есть, вошедший считался
уже умершим, а вышедший — вновь рожденным.
В основе идеи лабиринта — динамика, его
преодолевают, и это действие очень значимо для совершающих путешествие. Встреча
с Минотавром или другим (и тоже самым главным) врагом в лабиринте чаще всего
символизирует самопознание, точнее критический его момент — столкновение с
самим собой.
Структура лабиринта в сюжете фильма нередко
является формой самоконтроля и самоограничения героя. И странное, запутанное,
искривленное пространство в таких случаях — вывернутый, исковерканный
внутренний мир героя. Через преодоление лабиринта, через эту инициацию, герой
пытается преодолеть и изменить что-то в себе. Мир до лабиринта и после для
героя — разные. И это в том случае, если лабиринт удается преодолеть. Когда
контроль спадает, наступает свобода. Но не абсолютная, а новая, герой получает
то, чего у него раньше не было. Проанализированы структуры
лабиринтов в сюжетах множества фильмов и сделаны выводы, представленные в
тексте доклада.