Тройственная структура художественного сознания в контексте контроля на материале фильма А. Тарковского «Сталкер»
Роман Максович Перельштейн
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Ключевые слова, аннотация
Транссубъективность,
сознание, драматургия, контроль.
Тезисы
Автором доклада поднимаются три следующих вопроса.
Насколько
кинодраматург должен контролировать развитие сюжета фильма с экзистенциальной
проблематикой? Насколько жестко авторы фильма могут или должны контролировать
своего героя? Зависит ли от авторов фильма, снятого в транссубъективном
ключе — будут они являться проводниками
Божественной воли или нет? «Вечной философией» Лейбниц
назвал метафизику, которая признает существование Божественной реальности. В
контексте этой философии, понимаемой нами чрезвычайно широко, видящий, видимое и процесс ви́дения есть проявления одного и того же Сознания.
Видящий — это высший план бытия, сфера Божественного сознания,
транссубъективность по Бердяеву. Это состояние
ума, которое, как выразился бы Ф. Кафка, не омрачено «личной или религиозной
предвзятостью».
Процесс ви́дения — это сфера авторского сознания, личностная
субъективность, опыт «длительного созерцания своего ви́дения» или
«субъективно воплощаемое» по Гершензону.
Видимое — сфера сознания героя, область воплощенного,
нерегулируемо-субъективное мировоззрение героя, «эстетически
продуктивный принцип отношения к герою» по Бахтину.
Тройственная структура видящий-ви́дение-видимое будет рассмотрена нами в контексте контроля
на примере фильма А. Тарковского «Сталкер».