К проблеме оптимизации инпута при обучении русскому языку студентов различных направлений подготовки вне языковой среды
Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Дарья Александровна Пичугина
Докладчик
заведующий отделом
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Русский язык как иностранный, специальные дисциплины, язык специальности.
Тезисы
Качественный инпут рассматривается
как непременное условие овладения вторым языком в большинстве мировых подходов,
включая те, которые ставят оптимизацию инпута в центр методики преподавания (С.
Крашен). Отмечены значительные различия
в технологиях (лингводидактических и организационных) оптимизации инпута при
изучении второго языка в среде его использования и вне языковой среды. В
преподавании РКИ в настоящее время начинается новый этап разработки этой
проблемы, связанный с открытием совместного университета МГУ — ППИ в Шэньчжэне,
который готов принимать около 5000
студентов, подавляющее большинство которых является китайцами. Обучение
в бакалавриате естественнонаучных и гуманитарных факультетов этого университета осуществляется на русском языке. Таким образом, сформировался новый, массовый адресат
преподавания РКИ вне языковой среды (учитывая также и ограничения на
использование Интернет-ресурсов в Китае). Оптимизация инпута для такого
адресата необходима не только с целью повышения языковой компетенции, но и с мотивационной
целью. В докладе будут рассмотрены проблемы, возникающие у учащихся в связи с
ограниченностью инпута на русском языке, в частности явление регресса или
стагнации «общего владения» при концентрации на специальных дисциплинах,
начиная со 2 курса. Также будут
представлены лингводидактические
и организационные методы, разработанные для решения этих проблем, такие как «смещение» границы между обучением языку общего владения и языку специальности
и аспектизация языка специальности.