«Poor little Serbia»: первый сербский травелог об Америке
Анна Геннадьевна Бодрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Елена Димитриевич, травелог,
женское путешествие, Я и Другой.
Тезисы
Первый сербский травелог о США был создан Е. Димитриевич (1862–1945),
совершившей путешествие в Америку в 1919 г. В своем произведении «Новый Свет:
или год в Америке», опубликованном в 1934 г., писательница представляет США как
прогрессивную страну с бурно развивающейся экономикой. Особое внимание она уделяет
классовым, расовым и гендерным различиям. Автор изучает жизнь разных социальных
слоев, осуждает расизм и антисемитизм, одобрительно высказывается о получении
женщинами избирательного права. Димитриевич знакомит читателей и с бытовыми
подробностями, детально описывает американские дома и квартиры, ведение
хозяйства, еду и напитки (в то время был сухой закон), одежду и т. п.
Категория Другого присутствует в любом травелоге — в путешествии происходит встреча с Другим. Осмысление Другого происходит в диалоге с Я, на фоне собственного опыта. Травелог можно считать скрытой автобиографией — в нем присутствуют не только описания страны, по которой перемещается автор, в тексте содержатся сведения и о самом путешественнике. Так мы узнаём и жизненном опыте Димитриевич (о многочисленных путешествиях по Востоку), о ее личной трагедии (на Первой мировой войне погиб любимый муж), о ее политических взглядах. Восприятие нового происходит путем сопоставления Другого со Своим, неизвестного с хорошо знакомым. Опытная путешественница Димитриевич сравнивает США не только с родной Сербией, но и с Турцией и Египтом. Необычно ее сопоставление женских собраний в Нью Йорке с турецкими гаремами.
В гендерной теории женщина воспринимается как Другой. Эта концепция сформировалась в философии экзистенциализма. Для С. де Бовуар — женщина — это Другой, существо репрессированное в социуме и декларируемое вторичным в обществе. Эта позиция Другого получает отражение и в текстах Димитриевич.
Категория Другого присутствует в любом травелоге — в путешествии происходит встреча с Другим. Осмысление Другого происходит в диалоге с Я, на фоне собственного опыта. Травелог можно считать скрытой автобиографией — в нем присутствуют не только описания страны, по которой перемещается автор, в тексте содержатся сведения и о самом путешественнике. Так мы узнаём и жизненном опыте Димитриевич (о многочисленных путешествиях по Востоку), о ее личной трагедии (на Первой мировой войне погиб любимый муж), о ее политических взглядах. Восприятие нового происходит путем сопоставления Другого со Своим, неизвестного с хорошо знакомым. Опытная путешественница Димитриевич сравнивает США не только с родной Сербией, но и с Турцией и Египтом. Необычно ее сопоставление женских собраний в Нью Йорке с турецкими гаремами.
В гендерной теории женщина воспринимается как Другой. Эта концепция сформировалась в философии экзистенциализма. Для С. де Бовуар — женщина — это Другой, существо репрессированное в социуме и декларируемое вторичным в обществе. Эта позиция Другого получает отражение и в текстах Димитриевич.