XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

«Мы сами свидетели и судьи своих деяний»: как и кем пишется история в «Перламутровом ларце» Анатоля Франса

Наталья Александровна Тулякова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)

Ключевые слова, аннотация

Анатоль Франс, «Перламутровый ларец», исторические события в художественной литературе, цикл.

Тезисы

В цикле Анатоля Франса «Перламутровый ларец» выделяются три исторические темы, организующие его архитектонику: поздняя античность, современность (конец XIX в.) и Французская буржуазная революция. В докладе будут рассмотрены принципы отражения исторических событий и их расположения внутри цикла. Цель доклада — определить причины хронологической «непоследовательности» в организации материала, а также обозначить композиционную и смысловую роль первого и последнего рассказов цикла. В качестве ответа на первый вопрос предлагаются следующие причины: во-первых, нарушение хронологии лишает читательское восприятие линейности, однонаправленности из прошлого в будущее, предполагающей идею исторического развития, прогресса, противопоставления древнего и нового мира. Во-вторых, соседство древности и современности выявляет их сходство, наличие и актуальность одних и тех же вопросов в разные эпохи, и на первый план выходит вопрос о смысле исторического развития. В-третьих, «античная» и «революционная» часть образуют своего рода параллель, что позволяет автору развенчать попытки каждой их эпох начать историю с чистого листа. Первый и последний рассказы, «Прокуратор Иудеи» и «Оловянный солдатик», образуют кольцевую композицию посредством эксплицированного осмысления темы истории и забвения. «Прокуратор Иудеи» заключает основную идею цикла: нельзя ограничиваться современностью при попытке понять суть происходящих событий, необходимо сопоставление с иными веками, обнаружение общей закономерности в цепи событий. В «Оловянном солдатике» рассказчик-солдатик объясняет, как нужно писать историю, что заставляет читателя вернуться к отраженным в цикле историческим событиям и критически осмыслить их изображение.