«Мы сами свидетели и судьи своих деяний»: как и кем пишется история в «Перламутровом ларце» Анатоля Франса
Наталья Александровна Тулякова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)
Ключевые слова, аннотация
Анатоль Франс, «Перламутровый ларец», исторические события в художественной литературе, цикл.
Тезисы
В цикле Анатоля Франса «Перламутровый ларец» выделяются
три исторические темы, организующие его архитектонику: поздняя античность,
современность (конец XIX
в.) и Французская буржуазная революция. В докладе будут рассмотрены принципы
отражения исторических событий и их расположения внутри цикла. Цель доклада —
определить причины хронологической «непоследовательности» в организации материала, а также обозначить композиционную и смысловую роль первого и
последнего рассказов цикла. В качестве ответа на первый вопрос предлагаются
следующие причины: во-первых, нарушение хронологии лишает читательское
восприятие линейности, однонаправленности из прошлого в будущее, предполагающей
идею исторического развития, прогресса, противопоставления древнего и нового
мира. Во-вторых, соседство древности и современности выявляет их
сходство, наличие и актуальность одних и тех же вопросов в разные эпохи, и на
первый план выходит вопрос о смысле исторического развития. В-третьих,
«античная» и «революционная» часть образуют своего рода параллель, что позволяет автору развенчать попытки каждой их эпох начать историю с чистого листа. Первый и последний рассказы, «Прокуратор Иудеи» и «Оловянный солдатик»,
образуют кольцевую композицию посредством эксплицированного осмысления темы истории и забвения. «Прокуратор
Иудеи» заключает основную идею цикла: нельзя ограничиваться современностью при
попытке понять суть происходящих событий, необходимо сопоставление с иными
веками, обнаружение общей закономерности в цепи событий. В «Оловянном
солдатике» рассказчик-солдатик объясняет, как нужно писать историю, что заставляет читателя вернуться к отраженным в цикле историческим событиям и критически осмыслить их изображение.