XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Аллюзия как средство оценки произведений изобразительного искусства (на материале англоязычных статей, посвященных творчеству художников советского и постсоветского периодов)

Ирина Владимировна Панасюк
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Анастасия Владимировна Стрельцова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Аллюзия, оценка, английский язык, русская живопись.
 

Тезисы

В докладе представлены результаты исследования особенностей использования аллюзий для выражения оценки произведений живописи. Материалом для исследования послужили текстовые фрагменты, отобранные методом сплошной выборки из англоязычных статей, посвященных искусству советской и современной России, в которых содержались аллюзивные сравнения, эпитеты и метафоры, относящиеся к именам русских художников и названиям их картин. Анализ материала показал, что чаще всего произведения русского искусства, неизвестные широкой публике на Западе, оцениваются с помощью отсылок к западноевропейскому искусству. Тем не менее, встречаются отдельные случаи, когда с помощью аллюзий искусствоведы указывают на произведения русской живописи как на источники творческих поисков западных художников. С точки зрения языковой репрезентации аллюзий можно отметить преобладание аллюзивных сравнений над эпитетами и метафорами. Использование аллюзий позволяет англоязычным авторам не напрямую оценивать произведения русского искусства как новаторские, или, напротив, как традиционные, и образно воздействовать на восприятие читателя, потенциального посетителя художественной выставки. Важным аспектом оценки с помощью аллюзий является лексико-семантический контекст, дополняющий и уточняющий характеристику, заключенную в аллюзивном имени. Исследование лингвостилистических аспектов восприятия искусства одной нации представителями другой нации позволяет глубже понять механизмы межкультурного взаимодействия. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00276.