Аллюзия как средство оценки произведений изобразительного искусства (на материале англоязычных статей, посвященных творчеству художников советского и постсоветского периодов)
Ирина Владимировна Панасюк
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Анастасия Владимировна Стрельцова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Аллюзия, оценка, английский язык, русская живопись.
Тезисы
В докладе представлены
результаты исследования особенностей использования аллюзий для выражения оценки
произведений живописи. Материалом для исследования послужили текстовые
фрагменты, отобранные методом сплошной выборки из англоязычных статей,
посвященных искусству советской и современной России, в которых содержались
аллюзивные сравнения, эпитеты и метафоры, относящиеся к именам русских
художников и названиям их картин. Анализ материала показал, что чаще всего
произведения русского искусства, неизвестные широкой публике на Западе,
оцениваются с помощью отсылок к западноевропейскому
искусству. Тем не менее, встречаются отдельные случаи, когда с помощью аллюзий
искусствоведы указывают на произведения русской живописи как на источники творческих
поисков западных художников. С точки зрения языковой репрезентации аллюзий
можно отметить преобладание аллюзивных сравнений над эпитетами и метафорами. Использование
аллюзий позволяет англоязычным авторам
не напрямую оценивать произведения русского искусства как новаторские, или,
напротив, как традиционные, и образно воздействовать
на восприятие читателя, потенциального посетителя художественной
выставки. Важным аспектом оценки с помощью
аллюзий является лексико-семантический контекст, дополняющий и уточняющий характеристику, заключенную в
аллюзивном имени. Исследование лингвостилистических аспектов восприятия
искусства одной нации представителями другой нации позволяет глубже понять
механизмы межкультурного взаимодействия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ
в рамках научного проекта № 20-012-00276.