Утерянное окончание Евангелия от Марка
Анатолий Алексеевич Алексеев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Евангелие
от Марка, Евангелие
от Иоанна, Иерусалимский храм, Галилея, Воскресение.
Тезисы
Подлинный текст Евангелия от Марка завершается в 16.8,
последующие стихи 16.9–20 представляют собою заимствование из других мест
Нового Завета. В греческих рукописях L, Y и некоторых сирийских и эфиопских
источниках после стиха 16.8 находится дополнительное сообщение о Петре. В
кодексе пятого века W после стиха 16.14 приведена беседа Иисуса с апостолами.
Послепасхальная встреча учеников с Иисусом в Галилее,
которую обещает Мк 16.7 (Он предваряет вас в Галилее, где Его увидите),
отсутствует. Независимо от Марка о ней упоминает апостол Павел, говоря, что
воскресший Иисус явился Кифе, потом двенадцати, потом пятистам братьям (1 Кор
15.5–6). Начиная с А. Гарнака текстологи отмечали отдельные детали
новозаветного повествования, которые могут восходить к первоначальной
несохранившейся версии Марка. Прежде всего это Ин 21, где апостолы во время
рыбалки на Галилейском море встречают воскресшего Иисуса. Эпизод расположен
после эпилога Евангелия (20.30–31) и кажется дополнением. Иоанн поменял местами
первые два упомянутые Павлом события так, что встреча с апостолами предшествует
беседе с Петром, что придает особую значимость вопросу о любимом ученике.
Если Марк намерен был представить Воскресение в
Галилее, то у других евангелистов оно совершается в Иерусалиме вблизи Храма,
тогда как Лука утверждает в своем двухчастном творении, что Иерусалим и
является местом постоянного пребывания апостолов. Вероятно, стремление
освободить христианство от галилейской провинциальности и связать его напрямую
с Храмом (как это в Деян 2.1–13, 3.1, 5.42, 8.1, 9.27, 11.2) привело к тому,
что оказалось утеряно окончание Марка, как и вся галилейская послепасхальная
традиция.