XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Утерянное окончание Евангелия от Марка

Анатолий Алексеевич Алексеев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Иерусалимский храм, Галилея, Воскресение.



Тезисы

Подлинный текст Евангелия от Марка завершается в 16.8, последующие стихи 16.9–20 представляют собою заимствование из других мест Нового Завета. В греческих рукописях L, Y и некоторых сирийских и эфиопских источниках после стиха 16.8 находится дополнительное сообщение о Петре. В кодексе пятого века W после стиха 16.14 приведена беседа Иисуса с апостолами. Послепасхальная встреча учеников с Иисусом в Галилее, которую обещает Мк 16.7 (Он предваряет вас в Галилее, где Его увидите), отсутствует. Независимо от Марка о ней упоминает апостол Павел, говоря, что воскресший Иисус явился Кифе, потом двенадцати, потом пятистам братьям (1 Кор 15.5–6). Начиная с А. Гарнака текстологи отмечали отдельные детали новозаветного повествования, которые могут восходить к первоначальной несохранившейся версии Марка. Прежде всего это Ин 21, где апостолы во время рыбалки на Галилейском море встречают воскресшего Иисуса. Эпизод расположен после эпилога Евангелия (20.30–31) и кажется дополнением. Иоанн поменял местами первые два упомянутые Павлом события так, что встреча с апостолами предшествует беседе с Петром, что придает особую значимость вопросу о любимом ученике. Если Марк намерен был представить Воскресение в Галилее, то у других евангелистов оно совершается в Иерусалиме вблизи Храма, тогда как Лука утверждает в своем двухчастном творении, что Иерусалим и является местом постоянного пребывания апостолов. Вероятно, стремление освободить христианство от галилейской провинциальности и связать его напрямую с Храмом (как это в Деян 2.1–13, 3.1, 5.42, 8.1, 9.27, 11.2) привело к тому, что оказалось утеряно окончание Марка, как и вся галилейская послепасхальная традиция.