XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Становление политической сатиры в южнославянской драме

Марина Николаевна Дробышева
Докладчик
доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

Ключевые слова, аннотация

Сатира, комедия, традиция, жанр, спектакль, южнославянская драматургия, театр, обличение, юмор, быт, действительность, общество.

Тезисы

Статья посвящена зарождению политической сатиры в Далматинско-Дубровницком регионе (Хорватия) и Сербии. Дубровницкий драматург Марин Држич (1508–1567) явился основоположником комедийной традиции у южных славян. В своих комедиях он обращается к проблемам социального и нравственного образа жизни дубровчан. Его первый опыт проявился в комедии «Шутка над Станцем». Эта пьеса — обличительное слово драматурга в адрес знатной дубровницкой молодежи. Он критикует старшее поколение торговцев, обращаясь к типичной и повседневной дубровницкой действительности. В комедиях «Скупой» и «Дундо Марое» М. Држич использует для характеристики персонажей политический контекст.
Сербский прозаик и драматург Бранислав Нушич (1864–1938) в своих комедиях «Народный депутат», «Подозрительная личность», «Госпожа министерша», «Мистер Доллар» подвергает осмеянию борьбу за власть, стяжательство, ложь и приспособленчество. В них переплетаются бытовая сатира с сатирой политической. Успех этих пьес — в жизненности, колоритности комических образов и ситуаций. Автор саркастично раскрывает коррумпированность и бюрократизм чиновников в современном ему обществе.
Современный сербский драматург и киносценарист Душан Ковачевич (1948) обращается к жанру сатирической комедии, в которой освещает душевный кризис человека — жертвы общественной атмосферы. Особенно колоритна в этом отношении пьеса «Балканский шпион». Главный герой, переживший советско-югославский конфликт 1948–1953 гг., пребывая в ситуации тотальной слежки и доносов, начинает подозревать в шпионаже своего квартиранта, приехавшего в Белград из Парижа.
Комедии М. Држича, Б. Нушича и Д. Ковачевича представляют развитие жанра политической сатиры, который осваивают Национальные театры Сербии и Хорватии.