Роль письменных комментариев в видеоблоге «Парфенон»
Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Видеоблог, письменный комментарий, метатекст,
функции.
Тезисы
Видеоблог
Леонида Перфенова «Парфенон» выходит на канале YouTube с февраля 2018 г. В этом интернет-шоу автор комментирует
важные культурные и политические события недели, рекомендует книги, фильмы и
постановки, рассказывает о своих текущих проектах, путешествиях,
гастрономическом опыте. Проект носит просветительский характер, в 2019 г. он стал лауреатом литературной премии «Просвети́тель» в специальной номинации «За вклад в цифровую
культуру».
Особенностью формата видеоблога Леонида Перфенова «Парфенон» является
сочетание устной формы журнала и письменных комментариев, сопровождающих устный
текст в виде врезок.
В зависимости от типа
устного текста можно выделить несколько видов письменных комментариев. Устный
текст-описание расширяется в письменных комментариях по типу идентифицирующих
моделей. Этот тип комментария связан с ремой устного высказывания, вычленяя из
потока устной речи знаковые актуальные номинации. Идентифицирующий комментарий
оформляется как объективная, фактологическая информация, лишенная
субъективности, что, вступая в контраст с эмоциональным стилем устного
высказывания блогера, усиливает значимость обсуждаемого события, включая его в
ряд осмысленных.
Устный текст-сообщение
расширяется за счет письменных комментариев, называющих событие, на фоне
которого воспринимается новое сообщение, в результате чего расширяются
временные рамки воспринимаемого события, что позволяет понять место сообщаемого
события в ряду произошедших ранее.
Таким образом, сочетание
устного текста и письменного комментария в видеоблоге «Парфенон» усиливает
рефлексивную деятельность зрителей, позволяя им делать собственные аналитические
заключения в ходе сопоставления информации устного и письменного текстов.