XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Роль письменных комментариев в видеоблоге «Парфенон»

Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Видеоблог, письменный комментарий, метатекст, функции.

Тезисы

Видеоблог Леонида Перфенова «Парфенон» выходит на канале YouTube с февраля 2018 г. В этом интернет-шоу автор комментирует важные культурные и политические события недели, рекомендует книги, фильмы и постановки, рассказывает о своих текущих проектах, путешествиях, гастрономическом опыте. Проект носит просветительский характер, в 2019 г. он стал лауреатом литературной премии «Просвети́тель» в специальной номинации «За вклад в цифровую культуру». Особенностью формата видеоблога Леонида Перфенова «Парфенон» является сочетание устной формы журнала и письменных комментариев, сопровождающих устный текст в виде врезок. В зависимости от типа устного текста можно выделить несколько видов письменных комментариев. Устный текст-описание расширяется в письменных комментариях по типу идентифицирующих моделей. Этот тип комментария связан с ремой устного высказывания, вычленяя из потока устной речи знаковые актуальные номинации. Идентифицирующий комментарий оформляется как объективная, фактологическая информация, лишенная субъективности, что, вступая в контраст с эмоциональным стилем устного высказывания блогера, усиливает значимость обсуждаемого события, включая его в ряд осмысленных. Устный текст-сообщение расширяется за счет письменных комментариев, называющих событие, на фоне которого воспринимается новое сообщение, в результате чего расширяются временные рамки воспринимаемого события, что позволяет понять место сообщаемого события в ряду произошедших ранее. Таким образом, сочетание устного текста и письменного комментария в видеоблоге «Парфенон» усиливает рефлексивную деятельность зрителей, позволяя им делать собственные аналитические заключения в ходе сопоставления информации устного и письменного текстов.