XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Авторский гипертекст Е. Водолазкина: романы «Лавр», «Авиатор», «Брисбен»

Ирина Александровна Гончар
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Гипертема, темпоральные оси, интертекстуальность, дискурс.

Тезисы

Е. Водолазкин является признанным современным российским прозаиком, чьи произведения отмечены высокими литературными наградами. В качестве материала для исследования в данном случае выбраны три его крупных романа «Лавр», «Авиатор» и «Брисбен». «Презумпция интертексуальности» в указанных романах проявляется на всех уровнях языка и речи. Вопреки несколько экстравагантному заявлению писателя «Времени нет», именно оно становится гипертемой (и одновременно — художественным концептом) всех трех романов. Это внешнее противоречие снимается, когда мы узнаем, что автор противопоставляет «время для материальных объектов» и «вечность». События в романах происходят в материальном мире, в точном воспроизведении определенных культурно-исторических эпох нередко с указанием дат: Средневековье («Лавр»), революция 1917 г. и послереволюционные катаклизмы («Авиатор»), период брежневского застоя в переплетении с событиями новейшей истории («Брисбен»). В этот контекст встраиваются регулярные развернутые философские размышления о времени как о вечности. За счет переключения коммуникативных регистров и пересечений темпоральных осей время в романах предстает объемным, пронизывающим, осязаемым и значимым. Смыслы материализуются и в мотивной структуре. В исследуемых романах она весьма сложная и разветвленная, образует богатые лексико-тематические поля. Главным мотивом при этом следует признать мотив памяти, который неразрывно связан с темой времени. Интерекстуальные связи имеют место не только на уровне крупных текстовых категорий, но и на уровне частных, но не менее важных деталей. Перечисленные характеристики текстов Е. Водолазкина позволяют говорить о едином авторском художественном дискурсе и гипертексте как его реализации.