Авторский гипертекст Е. Водолазкина: романы «Лавр», «Авиатор», «Брисбен»
Ирина Александровна Гончар
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Гипертема, темпоральные оси,
интертекстуальность, дискурс.
Тезисы
Е. Водолазкин является признанным
современным российским прозаиком, чьи произведения отмечены высокими
литературными наградами. В качестве материала для исследования в данном случае
выбраны три его крупных романа «Лавр», «Авиатор» и «Брисбен».
«Презумпция интертексуальности» в
указанных романах проявляется на всех уровнях языка и речи.
Вопреки
несколько экстравагантному заявлению писателя «Времени нет», именно оно становится гипертемой (и одновременно —
художественным концептом) всех трех
романов. Это внешнее противоречие снимается, когда мы узнаем, что автор
противопоставляет «время для
материальных объектов» и «вечность». События в романах происходят в
материальном мире, в точном воспроизведении определенных культурно-исторических
эпох нередко с указанием дат:
Средневековье («Лавр»), революция 1917 г. и послереволюционные катаклизмы
(«Авиатор»), период брежневского застоя в переплетении с событиями новейшей
истории («Брисбен»). В этот контекст встраиваются регулярные развернутые
философские размышления о времени как о вечности. За счет
переключения коммуникативных регистров и пересечений темпоральных осей время в романах предстает объемным, пронизывающим, осязаемым и значимым.
Смыслы материализуются и в мотивной структуре. В исследуемых романах она весьма сложная и
разветвленная, образует богатые лексико-тематические поля. Главным мотивом при
этом следует признать мотив памяти, который неразрывно связан
с темой времени. Интерекстуальные
связи имеют место не только на уровне крупных текстовых категорий, но и на
уровне частных, но не менее важных деталей. Перечисленные
характеристики текстов Е. Водолазкина позволяют говорить о едином авторском
художественном дискурсе и гипертексте как его реализации.