«Чудо о купце и трех жемчужинах» в сирийском апокрифе «История Девы Марии»
Елена Никитична Мещерская
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Апокриф, Богородица, житийная литература, чудо, символизм, народное богословие.
Тезисы
«Истории Девы Марии» это компиляция апокрифических
текстов, появившаяся в среде сирийцев восточной (несторианской) традиции
являющаяся единственным произведением, в котором представлено полное
жизнеописание Девы Марии от рождения до смерти. Текст составлен на основе ряда
источников и оформлен по правилам канона агиографического жанра, сложившегося в
Византии, но представленного во всех христианских литературах. В соответствии
со схемой агиографического жанра, автор компиляции завершил повествование
описанием посмертных чудес, совершенных Богоматерью и ее явления различным
людям, обратившимся к ней с молитвой о помощи в тяжелой ситуации. В пространной
редакции таких чудес 9, в некоторых из них присутствует тема спасения на море.
Это связано с тем, что Богородицу стали наделять функциями, заимствованными из
средиземноморского культа языческой богини Изиды. В докладе будет рассмотрено
чудо о купце и трех жемчужинах. Этот рассказ носит литературно-фольклорный
характер. В нем можно найти многие элементы волшебной сказки, а также выявить литературные
источники, восходящие к христианской традиции (евангельская притча о купце и
жемчужине, гимн о жемчужине из апокрифический «Деяний Иуды Фомы»). В этом
рассказе представлено не традиционное для христианской традиции толкование
символа жемчуг как Царствия небесного, а народное его переосмысление,
опирающееся на богословие сирийского отца Церкви IV в. Ефрема
Сирина, который раскрыл через символику жемчуга догмат о Воплощении, где жемчуг — и непорочность Девы Марии, и христианская Церковь с Сыном-Христом внутри
нее.