XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

«Чудо о купце и трех жемчужинах» в сирийском апокрифе «История Девы Марии»

Елена Никитична Мещерская
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Апокриф, Богородица, житийная литература, чудо, символизм, народное богословие.

Тезисы

«Истории Девы Марии» это компиляция апокрифических текстов, появившаяся в среде сирийцев восточной (несторианской) традиции являющаяся единственным произведением, в котором представлено полное жизнеописание Девы Марии от рождения до смерти. Текст составлен на основе ряда источников и оформлен по правилам канона агиографического жанра, сложившегося в Византии, но представленного во всех христианских литературах. В соответствии со схемой агиографического жанра, автор компиляции завершил повествование описанием посмертных чудес, совершенных Богоматерью и ее явления различным людям, обратившимся к ней с молитвой о помощи в тяжелой ситуации. В пространной редакции таких чудес 9, в некоторых из них присутствует тема спасения на море. Это связано с тем, что Богородицу стали наделять функциями, заимствованными из средиземноморского культа языческой богини Изиды. В докладе будет рассмотрено чудо о купце и трех жемчужинах. Этот рассказ носит литературно-фольклорный характер. В нем можно найти многие элементы волшебной сказки, а также выявить литературные источники, восходящие к христианской традиции (евангельская притча о купце и жемчужине, гимн о жемчужине из апокрифический «Деяний Иуды Фомы»). В этом рассказе представлено не традиционное для христианской традиции толкование символа жемчуг как Царствия небесного, а народное его переосмысление, опирающееся на богословие сирийского отца Церкви IV в. Ефрема Сирина, который раскрыл через символику жемчуга догмат о Воплощении, где жемчуг — и непорочность Девы Марии, и христианская Церковь с Сыном-Христом внутри нее.