XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Клеопатра и ее нос: история одной паскалевской мысли

Вероника Дмитриевна Алташина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Нос Клеопатры, Паскаль, «Мысли».

Тезисы

  1. Паскаль трижды обращается к образу египетской царицы Клеопатры, как бы оттачивая свою завершающую и самую известную мысль о ее носе (Лафюма № 83, 90, 388).
  2. Почему именно Клеопатра и каков философский смысл паскалевской метафоры? Чтобы понять это следует обратиться к трактовке образа египетской царицы у античных авторов и у современников Паскаля.
  3. Античные авторы (Веллей Патеркул, Лукан, Плутарх), отмечая своеобразную красоту Клеопатры, акцентируют ее ум и умение обворожить своими речами, что и дает ей ту власть над мужчинами, от которой зависит ход истории.
  4. Образ Клеопатры встречается в размышлениях друзей и современников Паскаля: Пьера Николя (Nicole Pierre, Lettre sur l’hérésie imaginaire) и шевалье де Мере (Méré, Discours, Des agréments). При этом оба автора прибегают к истории Клеопатры для того, чтобы продемонстрировать, как малые причины ведут к великим последствиям.
  5. Клеопатра является главной героиней трагедии П. Корнеля «Смерть Помпея» (1643–1644). Вся трагедия является примером непредсказуемости событий истории, их зависимости от малых и случайных событий.
  6. Анализ трех мыслей, в которых встречается образ Клеопатры, показывает, что Паскаль афористически выражает идею своих друзей и современников о «малых причинах» (эта же мысль представлена образами Кромвеля, кончика капюшона, могущества мух), а также отсылает к сформулированной им теорию вероятностей.