Клеопатра и ее нос: история одной паскалевской мысли
Вероника Дмитриевна Алташина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Нос Клеопатры, Паскаль, «Мысли».
Тезисы
- Паскаль
трижды обращается к образу египетской царицы Клеопатры, как бы оттачивая свою завершающую
и самую известную мысль о ее носе (Лафюма № 83, 90, 388).
-
Почему
именно Клеопатра и каков философский смысл паскалевской метафоры? Чтобы понять
это следует обратиться к трактовке образа египетской царицы у античных авторов
и у современников Паскаля.
- Античные авторы (Веллей Патеркул, Лукан, Плутарх), отмечая своеобразную красоту Клеопатры, акцентируют ее ум и умение обворожить своими речами, что и дает ей ту власть над мужчинами, от которой зависит ход истории.
- Образ Клеопатры встречается в размышлениях друзей и современников Паскаля: Пьера Николя (Nicole Pierre, Lettre sur l’hérésie imaginaire) и шевалье де Мере (Méré, Discours, Des agréments). При этом оба автора прибегают к истории Клеопатры для того, чтобы продемонстрировать, как малые причины ведут к великим последствиям.
- Клеопатра является главной героиней трагедии П. Корнеля «Смерть Помпея» (1643–1644). Вся трагедия является примером непредсказуемости событий истории, их зависимости от малых и случайных событий.
-
Анализ
трех мыслей, в которых встречается образ Клеопатры, показывает, что Паскаль афористически
выражает идею своих друзей и современников о «малых причинах» (эта же мысль
представлена образами Кромвеля, кончика капюшона, могущества мух), а также
отсылает к сформулированной им теорию вероятностей.