Тема Холокоста в сербской литературе 2-й половины ХХ в. (на примере трилогии «Семейный цикл» Данило Киша)
Елена Владимировна Сагалович
Докладчик
соискатель
Институт славяноведения РАН
Институт славяноведения РАН
Ключевые слова, аннотация
Данило Киш, сербская
литература, Холокост, постмодернизм.
Тезисы
Данило Киш (1935–1989, Kiš) ― выдающийся
югославский и сербский прозаик, поэт, драматург, эссеист, лауреат многих
литературных премий, на родине и за рубежом, член-корреспондент Сербской
академии наук и искусств (1988).
Романы «Сад, пепел» («Bašta, pepeo», 1965) и сборник рассказов «Ранние горести» («Rani jadi»,1970), вместе с романом «Песочные часы» («Peščanik», 1972), позже объединенные самим писателем в «Семейный цикл», или в духе лирической иронии», характерной для Д. Киша, ― «Семейный цирк», ― демонстрируют полностью сформировавшийся индивидуальный стиль, достигший в «Песочных часах» полного выражения. Тематически это история одной семьи, разрушенной трагическими событиями ХХ в. В произведениях присутствуют все повествовательные модели и приемы, делающие стиль Д. Киша индивидуальным и узнаваемым. Ключевые понятия ― фигура отца, документ, сны и явь, смысл и бессмысленность жизни, изгнание и страдания изгнанника, мысли, чувства и послания преследуемых жертв, ― складываются в коллаж и становятся константами повествовательной манеры Д. Киша. Для его произведений характерно отсутствие линейного сюжета, фрагментарность и циклическая структура повествования, поток сознания, постоянная рефлексия автора и персонажей. Использование приемов постмодернизма не является для Д. Киша самоцелью, для него это только способ найти художественные средства для описания крупнейшей трагедии ХХ в., наложившей отпечаток на его личную биографию.
Тему Холокоста в сербской литературе развивали и продолжали А. Тишма (Tišma), Д. Албахари (Albahari), Дж. Лебович (Lebović), Ф. Давид (David).
Романы «Сад, пепел» («Bašta, pepeo», 1965) и сборник рассказов «Ранние горести» («Rani jadi»,1970), вместе с романом «Песочные часы» («Peščanik», 1972), позже объединенные самим писателем в «Семейный цикл», или в духе лирической иронии», характерной для Д. Киша, ― «Семейный цирк», ― демонстрируют полностью сформировавшийся индивидуальный стиль, достигший в «Песочных часах» полного выражения. Тематически это история одной семьи, разрушенной трагическими событиями ХХ в. В произведениях присутствуют все повествовательные модели и приемы, делающие стиль Д. Киша индивидуальным и узнаваемым. Ключевые понятия ― фигура отца, документ, сны и явь, смысл и бессмысленность жизни, изгнание и страдания изгнанника, мысли, чувства и послания преследуемых жертв, ― складываются в коллаж и становятся константами повествовательной манеры Д. Киша. Для его произведений характерно отсутствие линейного сюжета, фрагментарность и циклическая структура повествования, поток сознания, постоянная рефлексия автора и персонажей. Использование приемов постмодернизма не является для Д. Киша самоцелью, для него это только способ найти художественные средства для описания крупнейшей трагедии ХХ в., наложившей отпечаток на его личную биографию.
Тему Холокоста в сербской литературе развивали и продолжали А. Тишма (Tišma), Д. Албахари (Albahari), Дж. Лебович (Lebović), Ф. Давид (David).