XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Прием гротеска в драматургии фильма как ответ на кризисные этапы новейшего времени

Анастасия Евгеньевна Бабина
Докладчик
аспирант
Телерадиокомпания "МИР"

Ключевые слова, аннотация

Гротеск, трансгрессия, драматургия, амбивалентность, персонаж, конфликт, кризис.

Тезисы

Гротеск — прием, который сформировался много лет назад, ставший популярным еще в эпоху Возрождения — являющийся таким и нынче. Прием гротеска в кино, как и в других видах визуального искусства, позволяет искажать, модифицировать предметы, привычные и знакомые нам. 
режиссеры так или иначе обращались к гротеску, чтобы показать кризисные, переходные этапы становления человечества. Гротеск способствует неполному превращению, переходу из одной реальности в другую, так, уместно говорить о пространстве сна как яви и яви в структуре и мире сновидения. Спрос на фильмы, в которых бы обыгрывался баланс мечты и реальности в кризисные (кризис — от древне-греческого «поворотный пункт») этапы мировой истории наиболее велик.
В докладе будет рассмотрен гротеск как формообразующий прием, позволяющий «корпореализовать» (термин, введенный философом Беном Вудардом) внутренний конфликт персонажа и его потаенные страхи. Будет дано определение гротескному субъекту, которому свойственны такие черты, как трансгрессия и амбивалентность с невозможностью перехода семантической границы. Будет проанализировано эмоциональное воздействие гротеска на зрителя: как воспринимается реципиентом «остраненный» объект, предстающий гротескным.