Средства выражения авторской позиции в академическом дискурсе и дидактические методы обучения их использованию
Иван Вадимович Григорьев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Юлия Валентиновна Ауксель
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Авторская позиция, проектное предложение, дискурсивные функции.
Тезисы
Нормы академического письма, а также практические
рекомендации по созданию академических текстов с учетом национально-культурной
специфики имеют особое значение для стран, чья интеграция в международную науку
еще не завершена. Жанр проектного предложения, анализируемый в докладе, наряду
с жанром академического эссе, является важнейшим академическим жанром, которым
должны овладевать студенты высших образовательных учреждений, и в отличие от
жанра научной статьи, этот жанр не был широко изучен в исследованиях английского
для академических целей. Для ответа на вопросы, каковы стратегии использования
местоимений первого лица и что важнее для студентов — дисциплинарные традиции в
работах на русском языке или англо-американские традиции академического письма,
были выбраны тексты проектных предложений написанные обучающимися по программам
бакалавриата и аспирантуры. В докладе приводятся результаты исследования
типических ошибочных стратегий употребления местоимений первого лица. На
основании проведенного анализа был составлен список дидактических приемов и
методов обучения выражения авторской позиции в разных риторических функциях.
Кроме того, исследование выявило существование дисциплинарной дифференциации в
студенческом академическом дискурсе. Это свидетельствует о том, что важнейшей
задачей обучения англоязычному академическому письму является не только
преодоление интерференций, обусловленных национально-культурными традициями, но
и традициями, формируемыми в рамках освоения конкретной дисциплины.