XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Роман А. Ф. Вельтмана «Странник» как эксперимент

Михаил Васильевич Отрадин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Ирония, роман, монтаж, жанр, мотивировка, событие.

Тезисы

По справедливому мнению современного английского исследователя А. Шёнле, «Странник» А. Вельтмана (1832) — один из самых «непонятных» русских романов. Необычность этого произведения, прежде всего, в том, что это — прозиметрия (Ю. Орлицкий) — сочетание прозаических и стихотворных фрагментов. В основе сюжета романа — сопоставление двух планов: реального путешествия и воображаемого. Главный герой, он выступает как рассказчик, заставляет читателя рассматривать его приключения, и реальные, и условные, им выдуманные, в  широком контексте мировой истории и литературы. Мир романа должен увлечь и удивить читателя не столько точностью и объективностью изображения тех или иных происшествий, сколько изобретательностью и оригинальностью художественных решений. «Странник» чаще всего прочитывался исследователями как пародия. Но к пародийности смысл романа не сводится. Как заметил в свое время Б. Эйхенбаум, русским беллетристам 30-х гг. XIX в. построить «большую повествовательно развивающуюся фабулу еще не по силам». «Странник» — это попытка создать большую эпическую форму с дискретной фабулой. И вместе с тем — это демонстрация того, как создается роман. В частности, это построение сюжета как соединение разножанровых фрагментов (от остроты, «простейшего самостоятельного художественного целого» (Г. Гачев), до драматических сцен. Это — монтажный принцип соединения фрагментов. Это — многоликость рассказчика, разноплановость избираемых им для себя амплуа. Перечисленные приемы прозы А. Вельтмана и в дальнейшем будут использоваться русскими писателями. В частности, И. А. Гончаровым в его романах и в книге «Фрегат „Паллада“».