XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Александр Полигистор и Главк из Регия как источники Псевдо-Плутарха в трактате «О музыке»

Нина Александровна Алмазова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Древнегреческая музыка, Александр Полигистор, Главк из Регия, Псевдо-Плутарх, трактат «О музыке».

Тезисы

В докладе предпринимается попытка уточнить, какие именно пассажи в трактате «О музыке», дошедшем в корпусе Плутарха, восходят к труду Александра Полигистора (I в. до н. э.) «Свод данных о Фригии». Прежде всего, обосновывается точка зрения, согласно которой цитата из Александра в главе 5 доходит до конца 1132 F. Анализ содержания этой цитаты показывает, что рассуждение о преемственности среди кифаредов и влиянии на них предшественников, по всей вероятности, заимствовано Александром  из труда Главка из Регия (конец V — начало IV в. до н. э.)  «О древних поэтах и музыкантах». Далее, к сочинению Полигистора возводится глава 7 Псевдо-Плутарха, в которой, как и в первой цитате со ссылкой на этого автора, речь идет о роли в истории музыки фригийских авлетов Гиагнида, Марсия и Олимпа. Здесь Александр снова использует материал Главка (тот назван по имени). Но, по-видимому, регийскому ученому был известен только один Олимп, тогда как представление об Олимпе старшем и младшем, а также альтернативные версии по поводу атрибуции их достижений были собраны Полигистором из других источников. В целом представляется, что автор трактата «О музыке» почерпнул все свои данные о становлении этого искусства (главы 3–10) из двух книг — Гераклида Понтийского и Александра Полигистора, причем оба ссылались на Главка, которого сам Псевдо-Плутарх не читал. К труду Александра он обратился потому, что Гераклид не интересовался историей чисто инструментальной музыки — авлетики.