Слово в фольклорном тексте: наивная лингвистика и магические последствия
Татьяна Семёновна Садова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Этнолингвистика, текстопорождающая функция слова, магические жанры фольклора.
Тезисы
Не однажды отмечалась особенность слова порождать тексты благодаря наивной метаязыковой рефлексии носителей традиционной культуры. Таковы многие тексты топонимических преданий, сногаданий, примет и др. На материале данных Архива «Духовная культура Русского Севера» кафедры русского языка СПбГУ рассматриваются сугубо языковые механизмы, позволяющие одному магическому тексту «создавать» большое количество вариантов, бытующих на весьма обширной территории. Из наиболее актуальных в этом отношении явлений следует указать: семантическое сближение преимущественно на основе фонетической аттракции неродственных слов (Рассыпать соль — ссора), народная этимология (Лавела — Ла вела <войско>), «ассоциативная синонимия» (Река во сне — речи; Вода — речи; Река — разговоры и др.). На материале более чем 300 текстов бытовых примет, 150 текстов сногаданий и 110 текстов рассказов о снах, а также 12 текстах топонимических легенд ясно просматриваются наиболее типичные для «природного» моделирования магических текстов языковые рефлексии носителя традиционной культуры. Вера в слово как материальный знак, самодостаточный в своем звучании и значении, имеющий возможность замещать предметы вещного мира - такова природная основа возникновения многих ( и не только магических) фольклорных текстов.