XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Соименные герои в русской одической поэзии XVIII в.

Евгений Михайлович Матвеев
Докладчик
независимый исследователь

Ключевые слова, аннотация

Ода, антропоним, уподобление, соименные герои.

Тезисы

Об актуализации внутренней формы антропонима на материале русской барочной поэзии XVII в. писала, в частности, Л. И. Сазонова: «Поэтика двоящегося образа, берущая начало в принципе отражения <…> использовала имя как аллегорию. Имя царя Алексея Михайловича — также имя Алексея Человека Божия. Зеркальное отражение имен святого и царя-тезки образует лестный для царя аллюзивный образ, и святой выступает уже не только как самостоятельный персонаж, но как аллегория» (Сазонова Л. И. Имя в риторике и поэзии ХVII в. у восточных славян // Славяноведение. М., 2002. № 1. С. 11). Цель доклада состоит в том, чтобы проанализировать подобные примеры «двоящихся образов» в русской оде XVIII в. Будут проанализироаны антропонимические уподобления императоров и членов императорской семьи соименным героям. Сопоставления соименных героев в русской оде часто связаны с именем Петр. С Петром Великим, во-первых, сопоставлялся Петр Федорович. Во-вторых, имя Петр могло функционировать как нарицательное обозначение свойств идеального государя. Особенно часто последний прием использовался в одах в честь бракосочетания Павла Петровича и Наталии Алексеевны: авторы обыгрывали соименство матери Петра I, Н. К. Нарышкиной, и супруги Павла, выражая надежду на то, что «новая Наталия» родит «нового Петра». Русские императоры могли уподобляться своим небесным покровителям (Павел I апостолу Павлу; Александр Павлович Александру Невскому) или соименным историческим деятелем прошлого (Александр Павлович Александру Македонскому; Константин Павлович Константину Великому и Константину XI Палеологу). Особое внимание в докладе будет уделено политическому и религиозному контексту таких сопоставлений.