XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Текст под контролем: отечественный сценарий в эпоху продюсерского кино

Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Ключевые слова, аннотация

Кино, новая цензура, продюсер, режиссер, сценарий, текст.

Тезисы

Современные режиссеры и сценаристы не смеют отрицать роль продюсера, который не только дает (в идеале — находит) деньги для фильма, но и, участвуя в его создании, определяет его стратегию на всех стадиях: от досъемочного периода до постпродакшн (написание сценария, привлечение режиссера, кастинг, выбор натуры, дистрибуция фильма и т. д.). Успешным можно назвать творческий тандем А. Роднянского и А. Звягинцева, которым важна победа сценария на престижных конкурсах как до, так и после съемок фильма. Это, в свою очередь, повышает профессиональный статус сценариста, работа которого закономерно оказывается в центре внимания не только режиссера, но и продюсера. Сценарии самого Звягинцева (и его соавтора О. Негина) перестали быть демонстрацией исключительно творческого замысла: они демонстрируют в том числе коммерческий потенциал фильма, зарабатывая аванс на его съемку. Продюсер Роднянский позиционирует себя как рационального профессионального редактора, творческого рецензента киносценариев фильмов А. Звягинцева. В других случаях, по словам Ю. Арабова, продюссеры выступают в роли «высокооплачиваемых цензоров». Новая цензура подчас жестоко ломает судьбу сценария и фильма («Мастер и Маргарита» Ю. Кары и т. д.). Но как бы то ни было, мы являемся свидетелями неизбежного изменения текста отечественного сценария в эпоху продюсерского кино.