XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Модальность сомнения и способы ее интерпретации в практике преподавания РКИ

Марина Григорьевна Мирошникова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Хаотун Лю
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Субъективная модальность, сомнение, утверждение/отрицание, речь/знание говорящий, коммуникативная ситуация.

Тезисы

Модальность сомнения как частная разновидность модальности предположения имеет достаточно широкий круг различных оценочных смыслов и относится к одному из наиболее трудных разделов русской грамматики при обучении русскому языку как иностранному в процессе формировании навыков устной и письменной речи. Если изучение лексических единиц с семантикой сомнения в большинстве случаев возможно с опорой на перевод, то обращение к семантической многозначности модальных конструкций русского языка (от сомнения — утверждения/констатации до сомнения недоверия/отрицания) недостаточно разработано в прикладной грамматике, которая ориентирована на преподавание РКИ. Специфика способов выражения частных модальных значений русского языка зачастую вызывает трудности в их понимании носителями языков другой системы (например, китайском, корейском). В представленном докладе модальные конструкции с семантикой сомнения (инфинитивные предложения с оптативной модальностью, построения с модальной частицей ли, сложные изъяснительные предложения с альтернативой выбора союзов что/чтобы) рассматриваются с позиций говорящего как субъекта речи (чаще всего встречаются в семантике косвенных речевых актов) и субъекта сознания (знания, мнения, оценки). Подобный подход способствует осознанному формированию способов выражения семантики сомнения при продуцировании письменной и устной речи.