Модальность сомнения и способы ее интерпретации в практике преподавания РКИ
Марина Григорьевна Мирошникова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Хаотун Лю
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Субъективная
модальность, сомнение, утверждение/отрицание, речь/знание говорящий, коммуникативная ситуация.
Тезисы
Модальность сомнения как
частная разновидность модальности предположения имеет достаточно широкий круг
различных оценочных смыслов и относится к одному из наиболее трудных разделов
русской грамматики при обучении русскому языку как иностранному в процессе формировании
навыков устной и письменной речи. Если изучение лексических единиц с семантикой
сомнения в большинстве случаев возможно с опорой на перевод, то обращение к семантической
многозначности модальных конструкций русского языка (от сомнения — утверждения/констатации
до сомнения недоверия/отрицания) недостаточно разработано в прикладной
грамматике, которая ориентирована на преподавание РКИ. Специфика способов
выражения частных модальных значений русского языка зачастую вызывает трудности
в их понимании носителями языков другой системы (например, китайском,
корейском). В представленном докладе модальные конструкции с семантикой
сомнения (инфинитивные предложения с оптативной модальностью, построения с
модальной частицей ли, сложные
изъяснительные предложения с альтернативой
выбора союзов что/чтобы) рассматриваются
с позиций говорящего как субъекта речи (чаще всего встречаются в семантике
косвенных речевых актов) и субъекта сознания (знания, мнения, оценки). Подобный
подход способствует осознанному формированию способов выражения семантики
сомнения при продуцировании письменной и устной речи.