Проблема минора в интерпретации Венсана д’Энди
Елена Владимировна Ровенко
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
Ключевые слова, аннотация
Венсан д’Энди, Хуго Риман, теория
унтертонов, проблема минора, принцип ладовой симметрии.
Тезисы
Среди французских музыкантов fin de siècle место В. д’Энди
определяется во многом его любовью к немецкой традиции, на что указывал К. Сен-Санс.
Особенно много идей д’Энди заимствовал у Римана: таковы проблемы агогики, метроритма,
тональных функций, унтертонов (фр. ‘tones inférieures’),
что нашло отражение в специфической концепции минора. В теоретическом аспекте д’Энди
выделяет два вида минора: «обыкновенный» (‘mineur
vulgaire’), гамма которого выстраивается вверх от первой ступени (‘degré’), совпадающей с тоникой
лада; и минор «инверсионный» (‘mineur inverse’), ступенная, звукорядная и функциональная структура которого определяется принципом полной зеркальной симметрии (‘symétrie complete’) относительно мажорного лада. Выстраивается цепь корреляций: 1) мажорный «совершенный аккорд» (‘accord parfait majeur’), базирующийся на феномене обертонов и «верхнего резонанса» (‘résonnance supérieure’) и
обладающий нижним основным тоном (‘son prime’), — «совершенный минорный аккорд» (‘accord
parfait mineur’), порожденный феноменом «нижнего резонанса» (‘résonnance inférieure’) и обладающий верхним основным тоном; 2)
восходящая мажорная гамма от «до» (‘Ut’) — нисходящая минорная
гамма от «ми» (‘Mi’) с идентичной структурой; 3) триада функций T-D-S, имеющих нижний
основной тон, — триада с верхним основным тоном, откуда проистекает инверсия
функций D и S в ‘mineur inverse’ относительно ‘mineur vulgaire’: D первого эквивалентна S второго, и наоборот. Конституируя легитимность ‘mineur inverse’ в культурном аспекте, д’Энди возводит его историю к эпохе античности и прослеживает до
поздних квартетов Бетховена, видя своей задачей актуализацию ‘mineur inverse’ в собственной
композиторской практике ради обновления стиля, о чем свидетельствует авторский
анализ Скерцо Второй симфонии.