XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Коллективное «мы» в путешествии по невидимому миру

Мария Равильевна Ненарокова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

Ключевые слова, аннотация

Средневековая латинская гимнография, география, ад, рай, чистилище.

Тезисы

Средневековый человек узнавал о географии невидимого мира за богослужением. Наиболее легко запоминающимися текстами, сжато, но ясно передающими информацию, были церковные песнопения. Поскольку их нужно было воспринимать на слух, тексты песнопений были достаточно просты. Описывая просторы невидимого мира, гимнографы выбирали самые характерные детали пейзажа. Слушая церковные песнопения, средневековый христианин, мог в своем воображении пройти от преисподней через чистилище к Небесному Царству. Есть определенное сходство в описании ада и рая. Их положение ада во вселенной средневекового человека двоякое: ад материален и находится ниже поверхности земли, но он же является частью нематериального загробного мира. Рай также материален, размещен на земле, но и на небе. Важной деталью ландшафта невидимого мира являются реки, текущие как в аду, так и в раю. Если ад отличает полное отсутствие света, то рай, напротив, не знает тьмы. Адский огонь не столько освещает ад, сколько мучает грешников. Рай исполнен славы, имеющей вид золотого сияния, которое символизирует вечность. Рай изображается как город и как окружающая его незастроенная территория. Здания Небесного Иерусалима, его стены и врата, являются частью райского ландшафта. Однако в Небесном Царстве есть и другие строения, в первую очередь, это — Небесный Чертог. Ад представляет собой менее организованное пространство, чем рай, однако там есть строения — темницы для грешников и некие обиталища для нечистых духов. Представления о чистилище, занимающем промежуточное положение между раем и адом, встречаются в основном в XIV–XV вв., причем речь в большинстве случаев идет лишь об очистительном огне, через который проходят грешники.