XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Методика формирования интонационной коммуникативно-речевой компетенции

Ася Ильинична Куприянова
Докладчик
старший преподаватель
Тюменский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Интонация, интонационные коммуникативно-речевые компетенции, интонационный архетип, интонация как универсальная категория искусства, интонология.

Тезисы

Современное состояние речевой практики общества характеризуется увеличением удельного веса устной речи, что особенно заметно в медийной сфере. При изучении устной речи основные усилия направляются в сферу орфоэпических норм, на выработку дикции. Что касается интонации, то она хорошо описана и изучается преимущественно грамматическом аспекте (ИК русской речи в трактовке «Русской грамматики» 1980 г.). Интонация как универсальная категория искусства (проза и поэзия, музыка, живопись, архитектура и др.) в сфере филологической науки, особенно лингвистики, изучена недостаточно. В преподавании устной речи методика формирования интонационной коммуникативно-речевой компетенции системно не разработана, хотя ее востребованность достаточно велика и все время растет. Высокий уровень интонационной коммуникативно-речевой компетенции необходим прежде всего профессионалам речи (начинающим журналистам, политикам, пиар-специалистам, иностранцам, изучающим русский язык для профессиональной работы с русской речью и др.). Отсутствие хорошо отработанных методик приводит к тому, что способность формировать и воспроизводить интонационно-мелодическую сторону речи в ее соответствии с заданным параметрами остается вопросом индивидуального и спонтанного формирования интонационного слуха. Предлагаемая методика формирования интонационной коммуникативно-речевой компетенции основывается на категории интонационного архетипа. Последний представляет собой узнаваемую и легко воспроизводимую интонационную модель. Являясь транслятором кода культуры, он связывает отдельные явления культуры в одно целое. В предлагаемой методике главное место отводится медийным интонационным архетипам, так как в настоящее время именно на основе медийной речи складывается представление о русском литературном языке в целом.