XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Кто контролирует тело? Модели взаимодействия человека и цифровых технологий в фильмах жанра киберпанк

Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Ключевые слова, аннотация

Телесность, киберпанк, антропоидентичность.

Тезисы

Кинематограф активно исследует всевозрастающую зависимость человека от цифровых технологий, в какой-то степени сам попадая в зависимость от этих же технологий: киберпанк создает свои цифровые киномиры, где актер, его естественная телесность вписывается искусственный визуальный концепт. Наиболее остро в фильмах жанра кибербанк встает проблема сохранения антроидентичности и элементарной биологической свободы, то есть возможность жить и принимать решения не под контролем машины или ее элементов, внедренных в тело человека, а самостоятельно. Конфликт человека и машины за право лидерства, а следовательно тотального контроля над всеми областями жизни, чаще всего рассматривается в фильмах-антиутопиях, таких как «Бегущий по лезвию» и «Бегущий по лезвию 2049», «Джони-мнемоник», «Время», «Апргрейт». В докладе рассматривается развитие и изменение темы: от внешнего конфликта с антропоморфной «умной машиной» и искусственным интеллектом к конфликту, который можно назвать внутренним, когда технологии в виде имплантов, киберпрограмм, чипов и т. п. вторгаются в человеческое тело и пытаются подчинить человека целиком, включая его сознание. Машина пытается вывести человека за пределы антропоидетнтичности и превратить в протеиновый техноморфный объект, сотворить нечто подобное себе.