XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Части речи и грамматические категории в научном тексте: корпусный подход

Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Русский язык, научный текст, корпусный анализ, части речи, грамматические категории.

Тезисы

И качественный, и количественный  подходы к грамматике научного текста в современной русистике сосредоточены на выявлении общих черт научного стиля речи (научного текста) как такового. Дисциплинарная специфика при этом уходит на второй план: предполагается, что грамматические доминанты отдельных дисциплин менее значимы, чем такие объединяющие «все» научные тексты характеристики, как существенное преобладание имен над глаголами, форм настоящего времени несовершенного вида над прочими глагольными формами, безличность и т. п. Из этого теоретического подхода вытекает и современная лингводидактика научного текста. Однако он требует корректировки. В докладе такая корректировка будет представлена на материале созданных под руководством автора 12 корпусов собственно научных и научно-учебных текстов, представляющих 10 естественнонаучных областей. В центре рассмотрения будут языки химии и биологии. Результаты ручного и автоматизированного анализа показывают существенную грамматическую специфику отдельных областей естественнонаучного знания как на уровне частей речи, так и на уровне функционирования грамматических категорий. Это касается частотности глагольной лексики (в том числе неполнознаменательных глаголов, традиционно рассматриваемых как примета научного стиля) и глагольных форм (в том числе причастных и деепричастных), предлогов, предметных и признаковых существительных и др. Эта специфика обусловлена тематически более, чем жанрово. Ее обнаружение имеет прямые следствия для изменения подхода к научному тексту как к объекту обучения и в курсах русского языка и культуры речи (академической коммуникации) для русскоязычных студентов, и в при преподавании РКИ.