XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Кино как многоуровневая «мониторинг-наррация» контроля смыслового развития

Григорий Львович Тульчинский
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Кинотекст, контроль, мониторинг, наррация, смысл.

Тезисы

Весь кинопроцесс на всех стадиях кинопроизводства, проката и потребления пронизан многоуровневым контролем и самоконтролем и столь же многоуровневой их наррацией. Более того, сам контент конкретного фильма, развертываемый в нем нарратив (не только в широком жанровом диапазоне от семейных и тюремных драм, детективов до киберпанка и антиутопий) — суть мониторинг, отслеживание происходящего на экране развития событий, отношений, поступков, их последствий. В принципе, любое кино суть наррация мониторинга развития его смыслового содержания. Широкие возможности интеграции этой «наррации-мониторинга» предоставляют современные цифровые технологии, позволяющие корректировать изображение, «захватывать движение» актеров, воспроизводя его в анимационных персонажах, менять пропорции и масштаб, совмещать изображения, звуковые ряды. Получает возможность алгоритмической интеграции ранее предложенная модель трех уровней смыслпорождающей наррации: фактологии, объективной каузальности, мотивационной интенциональности. Ярким примером является творчество А. Горнона, сводящим в единый изобразительный и звуковой ряд «Стачку» и «Октябрь» С. Эйзенштейна. Похоже, что масштабной реализацией такого подходя является проект «Дау» И. А. Хржановского, обеспечивший различные мониторинговые траектории погружения в смысловую картину общей наррации проекта. Одновременно резко сократился путь от замысла к его объективации и возможностям трансляции получаемых образов на гаджетах, с помощью специальных очков, а то и чипов, в качестве VR, т. е. непосредственному дополнению и расширению реальности, манипуляции не только сознанием, но и непосредственно поведением, выходя за границы локализованного аттракциона.