Кино как многоуровневая «мониторинг-наррация» контроля смыслового развития
Григорий Львович Тульчинский
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Кинотекст, контроль, мониторинг, наррация, смысл.
Тезисы
Весь кинопроцесс на
всех стадиях кинопроизводства, проката и потребления пронизан многоуровневым
контролем и самоконтролем и столь же многоуровневой их наррацией. Более того, сам контент конкретного
фильма, развертываемый в нем нарратив (не только в широком жанровом диапазоне от
семейных и тюремных драм, детективов до киберпанка и антиутопий) — суть
мониторинг, отслеживание происходящего на экране развития событий, отношений,
поступков, их последствий. В принципе, любое кино суть наррация
мониторинга развития его смыслового содержания.
Широкие возможности интеграции этой «наррации-мониторинга»
предоставляют современные цифровые технологии, позволяющие корректировать
изображение, «захватывать движение» актеров, воспроизводя его в анимационных
персонажах, менять пропорции и масштаб, совмещать изображения, звуковые ряды. Получает
возможность алгоритмической интеграции ранее предложенная модель трех уровней
смыслпорождающей наррации: фактологии, объективной каузальности, мотивационной
интенциональности. Ярким примером является творчество А. Горнона, сводящим в
единый изобразительный и звуковой ряд «Стачку» и «Октябрь» С. Эйзенштейна.
Похоже, что масштабной реализацией такого подходя является проект «Дау»
И. А. Хржановского, обеспечивший различные мониторинговые траектории погружения в
смысловую картину общей наррации проекта.
Одновременно резко сократился путь от замысла
к его объективации и возможностям трансляции получаемых образов на гаджетах, с помощью
специальных очков, а то и чипов, в качестве VR, т. е. непосредственному дополнению и расширению
реальности, манипуляции не только сознанием, но и непосредственно поведением, выходя
за границы локализованного аттракциона.