Региональный корпус народной речи как источник разноаспектного изучения говоров полиэтнического региона
Марина Александровна Харламова
Докладчик
доцент
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Ключевые слова, аннотация
Региональный корпус, лексикографический, лингвокультурологический,
дискурсивный и др. аспекты изучения.
Тезисы
Известно, что
с XIX в. по инициативе А. А. Шахматова началось систематическое
собирание материалов по русской диалектологии. Надолго собирание материалов для
составления карт и атласов стало основной работой русских диалектологов: записывали
коренные русские говоры и говоры территорий позднего заселения (Сибири), что
нашло отражение в монографиях, словарях (СРНГ, областные словари). Актуальность
и значимость работы диалектологов с каждым годом не ослабевает, а приобретает
новые черты.
Если раньше
основной своей задачей диалектологи считали сбор и классификацию диалектного
материала. Теперь же встает задача целостного представления материала в доступном
виде.
Однако поскольку
доступ к текстовому материалу обычно ограничен местом его локализации, работа же
с бумажной формой не предполагает полное использование эвристического
потенциала этого ценнейшего источника, то, полагаем, наиболее приемлемый формой
хранения и репрезентации диалектной информации становится электронный текстовый
ресурс.
Значимость
диалектного корпуса не ограничивается лишь возможностью хранения существующей
только в устной форме народной речи. Региональный корпус выступает источником
для изучения традиционной речевой культуры в лексикографическом,
лингвокультурологическом, концептуальном, сопоставительном, сравнительном,
системно-структурном, функционально-стилистическом, дискурсивном аспектах.
Корпус полиэтнического
региона Среднего Прииртышья оказывается особо ценным, поскольку позволяет
извлекать эмпирическую базу из полноохватного электронного ресурса, включающего
не только текстовые файлы, но и аудио- и видеоматериалы разных лет, начиная с
70-х гг. XX в.