К вопросу о терминологическом аппарате жанроведения
Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Речевой жанр, терминология.
Тезисы
При анализе речевых жанров как сложных социолингвистических объектов, обусловленных культурологическими и психолингвистическими факторами, используются, и зачастую непоследовательно, методы генристики, прагмалингвистики, теории текста и других направлений, что свидетельствует о необходимости уточнения методологического и терминологического аппарата собственно самого жанроведения. Для этого необходимо начать с выбора наиболее продуктивных терминологических единиц в дублирующих парах и уточнения значения некоторых терминов, заимствованных из других сфер лингвистических исследований и не адаптированных к описанию речевого жанра. Для упорядочения терминологии выделено несколько групп основных терминологических единиц. 1. Простой и сложный речевые жанры. Анализ работ исследователей позволяет обосновать логичность исключения из терминологического аппарата самого противопоставления, так как все речевые жанры (не речевые акты) — сложные объекты: их характеристиками являются процессуальность и синсемантичность, в основании модели находится неоднофазовое речевое действие. 2. Соотношение понятий первичный и вторичный речевой жанр. Анализируя четыре основные точки зрения, возможно предположить, что идея «вторичности» связана с наличием перспективы коммуникативных ситуаций, заложенных в архитектнике жанра. В свете этого становится более прочной связь между вторичными, риторическими речевыми жанрами и жанрами непрямой коммуникации. 3. Понятия жанровый блок, гипержанр, преджанр, субжанр имеют разный научный потенциал: первые два явления относятся к межжанровой интерференции и свидетельствуют о потенциальных возможностях речевых жанров, не затрагивающих их канона, тогда как последние два — явления внутрижанровой интерференции, которые релевантны для анализа модели речевого жанра.