Жорж Перек — модернист или постмодернист: на границе определений
Владислав Владимирович Кириченко
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Жорж
Перек, постмодернизм, модернизм, Новый
роман, УЛИПО, автобиография, большой
нарратив, автовымысел.
Тезисы
В
докладе предпринимается
попытка установления статуса творчества
французского писателя Жоржа Перека в
отношении постмодернистской
и модернисткой парадигм. Сочинения
автора
являются
трудными
для однозначной
классификации,
поскольку Перек
не написал похожих друг на друга
произведений, что подтверждается в
работах первых литературоведов, изучающих
творчество Перека: ряд исследователей
видят в нем последователя Нового романа,
тогда как другие рассматривают его как
типичного постмодерниста, и лишь
некоторые указывают на невозможность
отнесения Перека к какому-то писательскому
движению, кроме литературно-математической
группы УЛИПО, которая во многом следовал
модернистской логике письма, в чем-то
повторяя путь «великих риториков».
В
докладе сочинения
Перека анализируется в контексте
размышлений философов, пытавшихся
осмыслить особенности постмодернистской
парадигмы, например, Ж. Бодрийара
и Ж.-Ф. Лиотара, современников писателя.
Главным объектом исследования оказывается
авторская поэтика, проявившаяся в
автобиографическом романе «W, или
Воспоминание детства» (1975), поскольку
данное произведение сочетает в себе
наиболее характерные черты для всей
поэтики автора.
Одним
из главных тезисов в пользу модернистского
статуса творчества
Перека является отсутствие у автора
какой-либо формы
пастиша или аксиологического нивелирования.
Однако с точки зрения критики «больших
нарративов» произведение «W,
или Воспоминание детства» оказывается
модификацией интимного письма в жанре
автобиографии, которую многие
литературоведы называют «автовымыслом»:
обращение
к памяти и воспоминаниями, соединение
документального и художественного,
формальные ограничения, игра с
читательскими ожиданиями и т. п.