XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Утреннее богослужение древнерусского студийского Часослова: псалмодия и гимнография

Александр Андреевич Андреев
Докладчик
научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Ключевые слова, аннотация

Часослов, октоих, стихирокафизматарий, студийский устав, суточное богослужение.

Тезисы

Важной книгой в истории суточного богослужения является часослов, который в XII в. окончательно отделяется от псалтири. Существующее понимание студийского синтеза, как этапа формирования богослужения по византийскому обряду, гласит, что в VIII–IX вв. в студийском монастыре в Константинополе иерусалимская псалтирь (и часослов) были объединены с константинопольскими лекционарием и евхологием, что привело к формированию студийского богослужения. Тем не менее греческий оригинал студийского часослова не сохранился, а сведения о суточном богослужении в типиконах крайне скудны. О суточном богослужении студийской эпохи, и, соответственно, о раннем этапе студийского синтеза, мы можем судить лишь по славянским памятникам часослова XIII–XIV вв., которые сохранили архаические элементы студийского богослужения (в первую очередь, иерусалимское славословие на утрене). В докладе рассматривается структура утреннего богослужения по древнеславянскому часослову, редакция псалмов в этих памятниках сопоставляется с известными редакциями псалмов в славянской псалтири, а редакция гимнографии — со славянскими и греческими памятниками октоиха и кондакаря, что позволяет автору определить контекст возникновения и бытования древнерусского часослова.