Утреннее богослужение древнерусского студийского Часослова: псалмодия и гимнография
Александр Андреевич Андреев
Докладчик
научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Ключевые слова, аннотация
Часослов, октоих, стихирокафизматарий, студийский устав, суточное богослужение.
Тезисы
Важной книгой в истории суточного богослужения является часослов, который в XII в. окончательно отделяется от псалтири. Существующее понимание студийского синтеза, как этапа формирования богослужения по византийскому обряду, гласит, что в VIII–IX вв. в студийском монастыре в Константинополе иерусалимская псалтирь (и часослов) были объединены с константинопольскими лекционарием и евхологием, что привело к формированию студийского богослужения. Тем не менее греческий оригинал студийского часослова не сохранился, а сведения о суточном богослужении в типиконах крайне скудны. О суточном богослужении студийской эпохи, и, соответственно, о раннем этапе студийского синтеза, мы можем судить лишь по славянским памятникам часослова XIII–XIV вв., которые сохранили архаические элементы студийского богослужения (в первую очередь, иерусалимское славословие на утрене). В докладе рассматривается структура утреннего богослужения по древнеславянскому часослову, редакция псалмов в этих памятниках сопоставляется с известными редакциями псалмов в славянской псалтири, а редакция гимнографии — со славянскими и греческими памятниками октоиха и кондакаря, что позволяет автору определить контекст возникновения и бытования древнерусского часослова.