XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Споры о наследии апостола Павла в апокрифической литературе II в.

Алексей Сергеевич Волчков
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургская духовная академия

Ключевые слова, аннотация

Христианство, Библия, Новый Завет, апокрифы, ересь, ортодоксия.

Тезисы

Идейное наследие апостола Павла было предметом спора между различными направлениями христианства II–III вв. н. э. Как для гностиков, так и для представителей ортодоксального течения Павел был «своим» апостолом. В докладе представлен один из сюжетов этой «борьбы за Павла»: интерпретация образа известного апостола на страницах апокрифического сочинения «Деяния Павла и Феклы» (Acta Pauli et Theclae). Автор апокрифа активно перерабатывает новозаветный материал (отдельные элементы биографии Павла, специфические богословские суждения). Отмечено, что подобная работа также привела к созданию новозаветных псевдоэпиграфов — т. н. «пастырских посланий» (1,2 Тимофея, Паслание к Титу). Впрочем, в отличии от автора апокрифа, создатель «пастырских посланий» по-своему развивает идеи Павла, встраивая их в формирующийся во II в. глобальный компромисс, приведший к появлению «Великой Церкви». Анализ памятника показывает, насколько искусственным является деление христианской литературы на «ортодоксальную» и «еретическую», когда мы говорим о памятниках II–III вв. н. э. «Апокрифы Павла и Феклы», по всей видимости, создаются писателем, принадлежащем к одной из православных общин Малой Азии. При этом проповедь Павла, представленная в апокрифе, является не совсем обычной того Павла, который известен нам благодаря памятникам Нового Завета. В «Деяниях Павла и Феклы» апостол выступает в качестве проповедника аскетизма, противника брака и сексуальных отношений. Его роль в сюжете нередко обозначается как «похититель невест».