«Калина красная» в массовой критике
Юлия Борисовна Балашова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Василий Шукшин, массовая
критика, девиантное поведение.
Тезисы
На фоне новейшего кризиса
традиционной литературной журналистики отчетливо проявлен кризис критики, в
особенности — экспертной, профессиональной. Одновременно наблюдается настоящий
расцвет критики сетевой, массовой (в особенности — кинокритики). Такого рода
публичный способ судить становится одним из инструментов саморепрезентации
актора. Анализ подобного материала позволяет составить представление, как о
стереотипах массового сознания, так и востребованных культурных стратегиях.
Несмотря на переживаемый
«Ренессанс советскости», вторую половину ХХ в. (и более отчетливо — последнюю
треть ХХ в.) можно отнести к разряду «закрытых», иллюзорно близких. В
особенности это касается восприятия условного поколения «миллениалов». Таким образом, предметом нашего рассмотрения
выступает фильм Василия Шукшина «Калина красная» (1974) и ее оценки на
КиноПоиске, а также в рецензиях студентов-журналистов. С нашей точки зрения,
здесь пролегает определённая демаркационная линия, основанная на различии форм
репрезентации отклоняющихся (девиантных, неформальных) форм поведения в
советской и современной культуре. Современная массовая критика склонна не
принимать линию поведения главного героя «Калины красной». Правдоискательство и
саморазрушение Егора Прокудина превалируют над демонстративным вызовом и внешним
протестом, тогда как сегодня технологии пиара побеждают сложившиеся в культуре амбивалентные
поведенческие стратегии хулиганства.