XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Нарративные стратегии Георгия Писиды

Даниил Геннадьевич Плешак
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Византия, эпос, энкомий, панегирик, нарратология, император Ираклий.

Тезисы

Георгий Писида, чей период творчества пришелся на правление императора Ираклия в начале VII в. н. э., был автором ряда поэм. Большая часть из них обычно характеризуется как «эпические панегирики», то есть им приписываются черты как эпического, так и риторического жанров. В рамках доклада предполагается применить исследовательский инструментарий нарратологии для выяснения жанровых особенностей поэм Писиды, а также возможного влияния на них текстов предыдущих эпох.
Первым объектом рассмотрения будут взаимоотношения автора, повествователя, главного героя, адресата и аудитории. Значительная часть поэм Писиды представляет собой рассказ о действиях адресата поэмы. Подобная коммуникативная ситуация интересна тем, что фактическое содержание высказывания не несет информационной ценности для адресата, поскольку он уже осведомлен об описываемых событиях. Это противоречие снимается разнесением фигуры адресата и предполагаемой аудитории поэмы, т. е. широкой публики, присутствовавшей при исполнении поэм. Таким образом, поэмы Писиды обладают социальной функцией панегирика.
Вторым вопросом, поднимаемым в данном докладе, является сюжетная композиция поэм. Анализ показывает, что поэмы Писиды следуют примерно одному шаблону: введение, поношение противников главного героя, подготовка героя к битве, его речь с призывом к другим действующим лицам помочь ему, битва и картина разгрома противника. Такая схема встречается в классических эпических произведениях, а также в произведениях Кориппа, чьи поэмы считаются самыми близкими по духу к произведениям Писиды.
Таким образом, последние являются панегирическими по функции, но эпическими по форме.