XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Имманентная критика модернистских методов построения образов в английских философских романах

Алла Каримовна Исламова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Английский философский роман, У. Голдинг, А. Мердок, К. Уилсон, образная система, образы-феномены, миметический принцип.

Тезисы

В рамках заданной темы предмет изучения составили охранительные стратегии по отношению к литературному наследию, проявившиеся в философских романах У. Голдинга, А. Мердок и К. Уилсона в период широкой постмодернистской реакции на обновленческие эксперименты. Комплексный подход к произведениям трех авторов позволяет выделить принцип имманентной критики в качестве их консолидированной установки на эстетическую оценку и творческое переосмысление модернистского опыта в перспективе актуальных писательских задач. В очерченной перспективе на передний план выдвигается новейшая концепция литературного героя как субъекта всех образных репрезентаций в собственном художественном мире. Дискурсивная аналитика применения и испытания данной концепции в литературной практике английских философов-романистов раскрывает сети причинно-следственных связей между субъективным восприятием объектов реальности и способом их образных воплощений на основании феноменальных представлений, возникающих в поле-горизонте индивидуального сознания. Системное исследование модернистских парадигм образов-феноменов в британских философских романах влечет за собой вывод о том, что их дальнейшая трансформация и эстетическая реорганизация осуществлялась при помощи традиционных приемов миметического искусства, но при сохранении автономного статуса героя как субъекта художественной деятельности. Итог предпринятого исследования заключается в том, что положительное соотношение классических традиций и обновленческих тенденций в английском философском романе было достигнуто за счет установления прямой зависимости между расширением горизонта сознания героя и увеличением эпической перспективы повествования, необходимой для создания целостной и достоверной картины мира.