XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Гийом Аполлинер и «новый роман»: слова, сюжеты, персонажи

Анастасия Дмитриевна Петрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Гийом Аполлинер, Роб-Грийе, новый роман, новое сознание, персонаж, жанр, редкие слова.

Тезисы

Доклад построен на сопоставление дискурсов Гийома Аполлинера-прозаика и новороманистов (в основном Роб-Грийе). В основу сопоставления ложатся трактаты «Новое сознание и поэты» Аполлинера и «За новый роман» Роб-Грийе, чье основные тезисы исключительно созвучны между собой. Синтез искусств и тяготение к кинематографу — основная точка соприкосновения философии «нового романа» и «нового сознания». В связи с этим  в текстах Аполлинера (в основном это будут рассказы) и новороманистов будут рассмотрены определенные аспекты: главный — лингвистический (склонность новороманистов к использованию терминологии и склонность Аполлинера к использованию редких слов, которые поэт даже коллекционировал и записывал в отдельную тетрадь); литературоведений аспект в данном контексте неотделим от понятия персонажа, его наличия или отсутствия в тексте, способов его описания (Роб-Грийе и Аполлинер часто представляют читателям героев похожим образом — очень схематично, фактически лишая их внешности и характера, превращая в марионеток, и это, разумеется, не необходимо для выстраивания определенной внутренней логики текста); и наконец, жанровый аспект — устойчивое тяготение новороманистов и Аполлинера к детективу (часто в рассказах Аполлинера соблюдаются все необходимые для детектива элементы — есть тайна, преступление, даже сыщик иногда — но детектива никогда не получается, он уступает место какому-то другому гибридному жанру). Помимо перечисленных аспектов, есть и другие, сближающие Аполлинера и новороманистов. Например, само понятие тайны. Несмотря на нелюбовь Роб-Грийе к этому слову, ощущение тайны, загадки сопутствует многим его романам и сценариям. Для Аполлинера тайна — это даже не просто понятие, а целый метод, необходимый дабы изумить читателя.