XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Роль средней школы в формировании статуса литературы в современном обществе: победа «этики» над эстетикой

Дмитрий Кириллович Баранов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Литература и общество, преподавание, статус литературы.

Тезисы

Опыт работы в разных школах, участия в проведении ЕГЭ по литературе, Итогового Сочинения, олимпиад, конкурсов сочинений и т. д. дает основание предположить, что в современной школе детей все больше подталкивают к тому, чтобы воспринимать художественную литературу как примитивную публицистику — исключительно как набор готовых моделей поведения и простых дидактических посылов. При этом основным способом «говорения о литературе», прививаемым школьникам, оказывается оперирование готовыми формулами, в которых нужно менять лишь имя писателя, о котором идет речь. Осознание эстетической природы литературы, умение анализировать текст оказывается ненужно. Представляется, что людям, связанным с формированием образовательного процесса, этика и эстетика видятся легко отделимыми друг от друга, причем первое гораздо важнее второго и вполне может существовать без него. С победой морализаторства над критическим мышлением связано и то, что в системе школьного образования «форма» обычно важнее «содержания» — как для ученика, так и для учителя. Так, например, соответствие текста ученика ряду формальных критериев часто оказывается важней серьезных предметных знаний и глубоких рассуждений, а одним из показателей «эффективности» учителя является то, какие оценки он ставит, а не то, что действительно знают его ученики. Представляется, что происходящее в системе образования — симптом того, что Лотман мог бы назвать переходом от культуры, ориентированной на сообщение, к культуре, ориентированной на автокоммуникацию, то есть к культуре, где отношение к тексту-штампу не отрицательное, а положительное, так как произведение — не только текст, но и код, и воспринимается оно «не только эстетически <…>, а религиозно, философски, богословски или каким-либо иным нехудожественным образом».