Роль средней школы в формировании статуса литературы в современном обществе: победа «этики» над эстетикой
Дмитрий Кириллович Баранов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Литература и общество, преподавание, статус литературы.
Тезисы
Опыт
работы в разных школах, участия в
проведении ЕГЭ по литературе, Итогового
Сочинения, олимпиад,
конкурсов сочинений и т. д. дает основание
предположить, что в современной школе
детей все больше подталкивают к тому,
чтобы воспринимать художественную
литературу как примитивную публицистику — исключительно как набор готовых
моделей поведения и простых дидактических
посылов. При этом основным способом «говорения о литературе», прививаемым школьникам, оказывается оперирование готовыми формулами, в которых нужно менять лишь имя писателя, о котором идет речь. Осознание эстетической природы
литературы, умение анализировать текст
оказывается ненужно. Представляется,
что людям, связанным с формированием
образовательного процесса, этика и
эстетика видятся легко отделимыми друг
от друга, причем первое гораздо важнее
второго и вполне может существовать
без него. С победой морализаторства над
критическим мышлением связано и то, что
в системе школьного образования «форма» обычно важнее «содержания» — как
для ученика, так и для учителя. Так,
например, соответствие текста ученика
ряду формальных критериев часто
оказывается важней серьезных предметных
знаний и глубоких рассуждений, а одним
из показателей «эффективности» учителя
является то, какие оценки он ставит, а
не то, что действительно знают его
ученики. Представляется, что происходящее
в системе образования — симптом того,
что Лотман мог бы назвать переходом от
культуры, ориентированной на сообщение,
к культуре, ориентированной на
автокоммуникацию, то есть к культуре,
где отношение к тексту-штампу не
отрицательное, а положительное, так как
произведение — не только текст, но и
код, и воспринимается оно «не только
эстетически <…>, а религиозно,
философски, богословски или каким-либо
иным нехудожественным образом».