XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Употребление болгарского конклюзива в научных и исторических текстах

Михаела Димитрова Москова
Докладчик
докторант
Софийский университет им. Св. Климента Охридского

Ключевые слова, аннотация

Эвиденциальность, конклюзив, эпистемическая модальность, современный болгарский язык, научные и исторические тексты.

Тезисы

Конклюзив в болгарском языке вызывает дискуссии прежде всего в связи с его категориальным статусом и парадигмой форм. В то же время конклюзив — одна из наименее изученных субкатегорий эвиденциальной категории. Объектом исследования данной работы является употребление конклюзивных форм в научных и исторических текстах, где эти формы часто неверно трактуются как употребления индикативного перфекта. Семантика и формы болгарского конклюзива рассматриваются нами, исходя из концепций Р. Ницоловой (Ницолова 2007, 2008), Г. Герджикова (Герджиков 1984) и К. Алексовой (Алексова 2006). Анализ эмпирического материала показывает, что конклюзивные формы в исторических и научных текстах представляют собой важные употребления этой эвиденциальной субкатегории, доказывающие положение о том, что семантика конклюзива не должна сводиться лишь к умозаключению на основе следов действия (evidence after de fact; непрямой личный доступ, разновидность инференциальности, основанная на наблюдаемых результатах — см. Плунгян 2011). Анализируемые употребления, демонстрирующие несвидетельскую позицию автора, который на основе чужой информации представляет факты как свое убеждение, как собственное субъективное утверждение, убеждают, что значение конклюзива более объемное: субъективный вывод, обобщение, заключение и в широком смысле — субъективное умозаключение. Выражаю благодарность Фонду «Научни изследвания» (МОН,  Болгария) за финансовую поддержку проекта «Еволюция на граматическия строеж на българския и руския език в съпоставителен план: корпусен анализ и формални граматики» (договор № ДНТС/Русия 02/2, 14.06.2018 г.).