XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Интонация: внешний и внутренний текст

Лариса Александровна Пиотровская
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Ключевые слова, аннотация

Интонация, смысл текста, внутренний текст, синтагматическое членение, мелодика, акцентное выделение, порождение и восприятие устной речи.

Тезисы

В докладе предлагается анализ интонационного оформления текста в речевой деятельности говорящего и слушающего. Это предполагает, во-первых, обоснование положения о том, что интонация связана не с изолированным предложением-высказыванием, а с текстом; во-вторых, исследование роли интонации в тесной связи с категорией текстового смысла. Основой психолингвистического подхода является теория Н. И. Жинкина, который ввел понятия внутреннего текста и текстового смысла. В речевом общении передается смысл, природа которого состоит в установлении связей отдельного высказывания с текстом. Любой внешний текст является частью внутреннего текста, смысл которого связан с определенной предметной областью, обеспечивающей разворачивание внутреннего текста вперед и назад. Анализ роли интонации в процессе порождения речи должен также базироваться на положении об «актуальном сознавании» (А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев) интонационного оформления речи говорящим. В процессе порождения речи говорящий выбирает интонационное оформление, адекватное смыслу не только внешнего, но и внутреннего текста. Рассматривается роль синтагматического членения фраз, структуры мелодического и темпорального контура, а также акцентного выделения. Активный характер процесса восприятия речи предполагает такую речемыслительную деятельность слушающего, результатом которой будет адекватное понимание текстового смысла, выраженного говорящим. Деятельность слушающего в значительной степени направляется с помощью просодических характеристик внешней речи говорящего, включающих все компоненты интонации: мелодику, темп, паузы, интенсивность, а также синтагматическое членение. Неадекватное интонационное выражение текстового смысла говорящим может создать существенные помехи в процессе восприятия устной речи слушающим.