XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Цитатность как авторский метод в новейшей аргентинской литературе

Лариса Георгиевна Хорева
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет

Ключевые слова, аннотация

Постмодернизм, цитатность, Флорения Аббате, Саманта Швеблин, Гильермо Сааведра, магический реализм.

Тезисы

Цитатность является одним из основных концептов постмодернизма. Вспомним здесь утверждение Р. Барта о том, что спецификой современного мышления является ассоциативность. Мы согласимся с утверждением Р. Барта, что современный человек мыслит цитатами, то есть иными словами, воспроизведением прошлого. В этом проявляется, в частности, интертекстуальность сегодняшнего дня и восприятия текста как системы знаков. Именно в поле пересечения знака со знаковым фоном, знакомым читателю, происходит процесс создания нового смысла. Прежний смысл попадает в новый контекст и представляет собой уже совершенно новую смысловую ткань. Цитатность как ведущий авторский метод ярко проявляет себя как в крупных, так и малых формах современной аргентинской литературы. Поставив целью возрождение метода магического реализма, современные аргентинские прозаики обратились не к наследию Х. Кортасара, Х. Л. Борхеса и Г. Гарсиа Маркеса, как можно было бы предположить. В основу их произведений ложится средневековый жанр «разговор с мертвыми», который переосмысливается ими с позиции современного психоанализа. Гибридный тексты, сочетающие средневековые приемы с одной стороны и цитаты Анны Фрейд с другой, создают многоуровневые конструкции, потенциально многозначные и подразумевающие множественность интерпретации со стороны читателей. Авторепрезентация жанра у всех трех писателей также не совпадает с жанровыми ожиданиями читателей, поскольку первостепенные жанровые дефиниции заменяются случайными, внешними, авторскими. В новейшей аргентинской литературе мы наблюдаем те же процессы, которые детерминируют нашу эпоху в целом: распад денотативных связей. Поэтому сегодня в аргентинской жанрологии идет активная жанровая гибридизация и появляются авторские жанровые образования.