Лингвистические тесты и вербальное мышление
Татьяна Викторовна Мальцева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Вербальное мышление, индивидуальные
особенности, продуктивная мыслительная деятельность, определение словесной беглости.
Тезисы
Вербальное мышление является убедительным доказательством
существования человека как высшей
организации разума, функционирующей на базе языкового сознания. Мышление обеспечивает высокий уровень развития
психического отражения, которое обуславливается как личностными, так и индивидуальными характеристиками человека. Такие качества, как глубина ума, широта, гибкость, самостоятельность
мышления являются показателями общей
способности к приобретению знаний как основе обучаемости. Поэтому диагностика
умственного развития приобретает особый смысл и значение. Важными мыслительными операциями в процессе
усвоения иностранного языка являются кодирование и раскодирование. Данный переход осуществляется
средствами языка, в котором всегда функционируют словесно-логические связи. Этот мыслительный сугубо индивидуальный
процесс может быть объективно исследован
путем наблюдения и диагностики. В практике преподавания иностранных языков
используются большей частью лингвистические тесты, которые направлены на определение словесной беглости,
на конструирование предложений, на
логичность смыслового высказывания, на выявление логико-грамматических
особенностей в искусственном языке. Лингвистические
тесты целесообразно проводить на первых занятиях в качестве знакомства с
обучаемыми для выявления их индивидуальных особенностей, т. к. способы
формирования и формулирования мысли у всех людей разные. По результатам
лингвистических тестов преподаватель
может прогнозировать успешность/не успешность усвоения иностранного языка.